Сноубординг становится популярнее год от года, и вопрос, вынесенный в заглавие, встает перед все новыми и новыми будущими райдерами и их родителями. На этот вопрос существует простой ответ – «бери от носа до подбородка». Но, как все простые ответы, такой ответ, будучи в общем правильным, на деле порождает массу новых вопросов.
Современный сноуборд – достаточно сложное в технологическом отношении изделие (и недешевое). Такую технологию можно адекватно воплотить лишь на сложном и дорогом производстве, требующем огромных капитальных затрат. Как следствие, в мире не очень много заводов, делающих сноуборды. Марки сноубордов, владеющие собственным производством, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Чтобы окупить затраты на производство, заводы вынуждены выполнять заказы владельцев других (часто конкурирующих с основной) марок. Это называется OEM-производство (Original Equipment Manufacturer). Вполне типична ситуация, когда на одном заводе производятся сноуборды 10-20 разных марок! Мы не хотим сказать, что сноуборды разных марок совсем не отличаются друг от друга: марки различаются своей эмоциональной и эстетической концепцией, а огромный набор различных вариантов технологий позволяет сделать каждый сноуборд в чем-то отличным от аналога. И все же, сноуборды разных марок делаются на очень небольшом количестве заводов, как бы складываются из фиксированного количества одинаковых «технологических кирпичиков». Отсюда вывод: не следует гоняться (особенно поначалу) за известной маркой, с большой вероятностью вы до 50% вложенных средств потратите просто на логотип, а не на стоящие за ним технологии.
Всем известно, что производство всего на свете постепенно перемещается в Китай. Сноуборды – не исключение, примерно с середины 90-х годов 20 в. их активно начали производить и в Китае. Здесь нужно отметить, что, если на доске стыдливо не указана страна происхождения (made in …), с уверенностью можно сказать, что она сделана в Китае. Плохо ли это? Однозначного ответа дать нельзя. В Китае есть заводы, на которых самые известные марки не стесняются размещать производство своих моделей. И все же опыт показывает, что самая простая по конструкции австрийская доска на склоне ведет себя лучше, чем средняя китайская. Здесь сказывается многолетний опыт австрийцев в производстве горного (лыжного и снобордического) оборудования. Австрийские доски, даже в моделях начального уровня, более адекватны, сбалансированы, послушны. У них лучше управляемость и виброгашение, выше надежность и торсионная жесткость. Поэтому известные брэнды, как правило, размещают в Китае сааме простые, «нижние» модели линейки, а «верхние» предпочитают делать в Европе или Америке. Для изготовления сноуборда требуется не только самое современное оборудование, но и высочайшая культура производства, которая нарабатывается годами и не покупается вместе со станками. Хотелось бы отметить: все еще (хотя теперь реже) можно слышать: «Да китайцы на своих досках что угодно напишут – хоть made in Austria, хоть made in America!». Со всей определенностью нужно сказать: это полная чушь. С тех пор, как Китай вступил в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), за это полагаются огромные штрафы, фактически означающие банкротство завода. Как мы уже отмечали, оборудование стоит очень дорого, и так рисковать никто не станет.
Первые сноуборды делались по сэндвич-технологии: слои складывались друга на друга, как ветчина, сыр и хлеб в сэндвиче. Сейчас обычно боковину такого бутерброда закрывают полоской из ABS (вид прочного пластика). Некоторые заводы называют такую технологию сайдвол (sidewall – боковая стена). Несколько позже появилась кэп-технология, когда верхний прочный слой заходит на боковину, как бы охватывая ее. В разрезе это похоже на шляпу с полями (cap – шапка, шляпа). Иногда доски делают по гибридной sandwich-cap технологии, (в середине доски – сэндвич, а на носке и пятке – кэп). Что лучше? Когда cap только появился, он был очень популярен и затмил собой сэндвич. Сейчас маятник качнулся в другую сторону, сэндвич снова вошел в моду. Сейчас считается, что сэндвич более ремонтопригоден, а сноуборд, сделанный по этой технологии, более послушен и отзывчив на склоне. На наш взгляд, обе технологии вполне достойны, выбор в большой степени определяется модой и вкусом выбирающего. Зачастую сэндвич выглядит более выигрышно на снегу за счет яркого (обычно контрастирующего с основным фоном) цвета пластиковой боковины
.В отличие от многих других областей человеческой деятельности, где деревяшка считается символом ненадежности и «неотзывчивости», в сноуборде деревянная начинка (woodcore) ценится выше всего: сноуборд с деревянным сердечником (как показанные на рисунках) легче, он более упругий, послушный и т.д. – маркетологи не устают перечислять преимущества таких сноубордов, и восновном они правы. А какое именно дерево? Вот тут-то и соревнуются разные заводы между собой, используя разные породы дерева, различное количество и расположение реек, различные пропитки для придания дереву дополнительной прочности, упругости, долговечности. Поэтому вариантов – масса. У доски с деревянным сердечником только один недостаток: она стоит довольно дорого. В качестве альтернативы дереву используют различные композитные материалы, в первую очередь – пенополиуретан (PU), «пена» на слэнге. Такая доска дешевле деревянной, но намного тяжелее и сильно проигрывает по всем показателям. Разумным компромиссом представляется сочетание композита с деревянными усилителями – рейками из прочной древесины, придающими необходимую упругость и жесткость. В пользу такого подхода говорит то обстоятельство, что по этой технологии сделаны доски самых известных фирм. Правда, маркетологические службы, избегая в описаниях нелюбимого сноубордистами слова «пена», придумывают самые замысловатые названия своим сердечникам, но, если до конца разобраться, в основе во многих случаях оказывается PU + деревянные усилители. Резюме можно сформулировать так: если средства позволяют, покупайте сноуборд с деревянным сердечником, если же бюджет ограничен – дерево-композитная начинка будет вполне достойным выбором.
При выборе доски следует обратить внимание на радиус бокового выреза: чем он меньше, тем доска маневреннее (вы сможете ехать по дуге меньшего радиуса), чем больше – тем доска быстрее. Для обладателей ступни большого размера (обычно 45 и выше) следует выбрать доску с широкой геометрией, чтобы ботинок вылезал за край доски не более, чем на 1-2 см.
Отдельно нужно сказать о прогрессивном (многорадиусном) боковом вырезе. Что это такое? Дело в том, что сноуборд лучше всего держит дугу, когда вся его боковая поверхность равномерно прилегает к склону. При этом вся эффективная длина канта оказывается загружена одинаково и доска управляется наилучшим образом. Однако, при большом весе райдера и высокой скорости доска прогибается и ее кант перестает совпадать с дугой окружности. Идея прогрессивного (обычно двух- или четырехрадиусного) выреза состоит в том, чтобы исказить начальную форму бокового выреза доски, сделать ее отличной от дуги круга с тем, чтобы под действием веса и скорости (фактически центробежной силы) кант все-таки принял форму дуги. Часто прогрессивный вырез используется в досках с широкой геометрией, которые предназначены для «людей с весом».
Существуют два основных типа скользящей поверхности: extruded и sintered. В обеих в качестве основного материала используется полиэтилен. В первом случае он обрабатывается экструзией (прессованием), во втором – спеканием, обычно с добавками типа графита. Скользящая поверхность extruded дешевле и более ремонтопригодна. Во времена дефицита для ремонта скользяка использовали пробки от шампанского, сейчас есть специальные P-Tex палочки, но, если их не оказалось под рукой, пробка вас по-прежнему не подведет. Скользяк sintered дороже, тверже, лучше держит смазку, но камни и мерзлая земля оставляют на нем практически неизлечимые следы. В каталогах известных марок вы найдете массу наименований скользящих поверхностей (службы маркетинга оправдывают свои немаленькие зарплаты), но, если разобраться, все сводится к вышеуказанным двум видам с небольшими нюансами типа процентного содержания графита в спеченном полиэтилене.
Конечно, нет. Это то, на что следует обратить внимание в начале. По мере обретения собственного опыта перед вами будут открываться все новые и новые подробности и повороты темы, а со временем, возможно, вы станете испытывать потребность поделиться своими мыслями в статье, подобной этой. Успехов!