Универсальные доски бывают – их еще часто называют «All Mountain». Такие доски предназначены для катания по любым формам горного рельефа. Они одинаково хороши и для сложных трасс, и для простых, для катания в стиле фристайл и фрирайд, на них можно кататься и по трассе, и в сноуборд-парках, и в хаф-пайпе. Одним из заметных признаков таких сноубордов является различная длина носовой и пяточной части, а также малая жесткость на изгиб. Сноуборды такой формы хорошо подходят новичкам. Они позволяют легко поворачивать, а их поведение в движении таково, что эти доски «прощают» ошибки при катании.
Сноуборды для фристайла предназначены только для катания в сноуборд-парках и в хаф-пайпе. Встречаются, однако, и двойные, и тройные сокращения. Например, FS и АМ означают сноуборд, предназначенный для катания по любым формам рельефа, но ориентированный на стиль фристайл. На такой доске вы будете получать удовольствие в любых условиях катания: будь то сноуборд-парк и хаф-пайп или внезапный снегопад, заставший вас вне ухоженных парков. Фрирайдовые доски созданы для катания в горах по подготовленным трассам или для внетрассового экстремального катания.
Надо быть честным с самим собой, поэтому самый дорогой сноуборд отнюдь не является самым лучшим, если он не подходит вам по уровню подготовки. Если правильно оценить свой уровень, то часто с самой дешевой доской вы получите самое большое удовольствие от катания. Про-модели требуют очень точного следования по намеченной траектории и больших усилий, поэтому сноубордистам с менее высоким уровнем подготовки эти доски ничего не дадут и не сделают изучение новых приемов катания более легким. К тому же б/у снаряжение может быть довольно сильно «убитым», а это далеко не всегда видно при поверхностном осмотре во время покупки.
Вес сноубордиста, который рекомендуется для данной доски можно найти в специальной таблице. Чем меньше вес сноубордиста, тем выше должен быть уровень его подготовки. Доски с большей длиной в большинстве случаев обеспечивают большее удобство при катании по глубокому снегу и поэтому, лучше подходят для катания в стиле фрирайд. Ими легче управлять при движении по трассе с более высокими скоростями, но требуются и приложения больших усилий при катании. Однако улучшение технологии изготовления и конструкции сноубордов позволило облегчить управление длинными досками.
Обозначение «wide» облегчает выбор сноуборда людям, у которых размер обуви больше 45-го. Доски с таким обозначением фирмы-изготовители рекомендуют людям с большим размером обуви.
Этот параметр представляет собой часть длины канта, реально взаимодействующую со снегом при выполнении поворота. Чем длиннее носовая или пяточная часть, тем короче эффективная длина канта. Короткая эффективная длина канта обеспечивает более высокую маневренность, а более длинная – лучшую точность следования по траектории и более высокую плавность хода.
Основной принцип состоит в том, что надо покупать как можно более узкую доску, но в то же время той ширины, которая необходима. В области крепления при правильном угле постановки ноги ботинок не должен выходить вперед и назад более чем на 1,5 см относительно пальцев ноги и края пятки. Приблизительный подсчет показывает, что ширина доски в области креплений должна быть на 1 см больше ширины талии. Если, например, ширина талии составляет 25 см, то ширина доски в области креплений должна быть 26 см. Из этого следует, что при постановке ноги с углом от 0 до 200 максимальная длина подошвы ботинка должна быть 29 см. И только начиная с величин угла свыше 200, относительная длина подошвы уменьшается. Чем уже доска, тем меньшие усилия при катании требуются для перекантовки, движения по обледенелым склонам и выполнения поворотов.
На самом деле, имеется в виду радиус бокового выреза сноуборда (по бокам доска обрезана не по прямой). Он может довольно сильно различаться у разных сноубордов. Да и вообще, боковой вырез может быть и не радиальным. Малые радиусы бокового выреза делают сноуборд более маневренным. Уже при небольшой нагрузке на кант получается резаный поворот. Доски с большими боковыми радиусами требуют большей нагрузки при перекантовке в резаных поворотах, но, разумеется, дают большую плавность хода на высоких скоростях. С ними доска идет быстрее, и ошибки при приземлениях после прыжка с высокой скорости не сказываются так сильно. Большие радиусы облегчают также и выход доски на глиссирование. При катании в стиле фристайл малые радиусы обеспечивают быструю коррекцию направления при катании в хаф-пайпе, но зато большие радиусы лучше компенсируют ошибки при приземлениях после прыжков.
В последнее время радиальная форма бокового профиля дополняется формами другой геометрии. Начинают использоваться эллиптические, параболические и имеющие переменный радиус кривизны формы. Часто используются профили с двумя, тремя и даже бесконечным количеством радиусов кривизны. На снегу такие конфигурации действуют следующим образом: при переносе веса на носок или пятку, или при закантовке начинает работать другой радиус. Так можно проходить повороты меньшего радиуса, а давление кантов на снег распределяется более равномерно. На вопрос о том, какой же радиус – большой, малый, или переменный (их еще иногда называют прогрессивными) лучше подходит данному сноубордисту, почти невозможно дать однозначный ответ. Оптимальная величина радиуса сильно зависит от индивидуального стиля катания и предпочтений самого сноубордиста. И только испытав на склоне несколько досок с различными радиусами можно определить для самого себя, какая же величина радиуса является оптимальной.
Сноуборды «Twin Tip», у которых отверстия для креплений расположены по центру, уже почти не выпускают. Исполнение сноубордов Directional, то есть, с различной жесткостью на изгиб и боковым профилем носа и хвоста, вызывает необходимость смещения отверстий для креплений к задней части. Меньшее смещение дает большую маневренность и возможность лучше выполнять трюки. Доска для катания в стиле фрирайд имеет большее смещение, что дает большую плавность хода и обеспечивает более эффективное движение по глубокому снегу. Разумеется, величина смещения должна соответствовать жесткости на изгиб и форме сноуборда.
Все очень просто – дело в разных конструкциях досок. Грубо их можно разделить на три основных типа:
Решение о том, какую из этих трех конструкций выбрать, никто кроме вас принять не сможет. Для одних это «вопрос веры и философии», а для других – вопрос о личном стиле катания, для которого выбирается наилучшая конструкция.
А дерево там обычно внутри, правда там может быть не только дерево, или его там может и вообще не быть. Изготовители сноубордов используют самые разнообразные конструкции сердцевины. Каждая фирма сама определяет, какой именно материал обеспечивает наилучшие амортизационные свойства. Классическим техническим решением является использование деревянной сердцевины. В ней деревянные рейки склеиваются между собой так, чтобы направление волокон соседних реек было противоположным. На основе устройства сердцевины создаются самые различные «футуристические» облегченные конструкции. И здесь тоже вопрос о выборе конструкции становится индивидуальным. Так, например, многие профессиональные сноубордисты полагаются на старую добрую деревянную сердцевину и не чувствуют себя удобно на легкой доске. Другим, наоборот, такая конструкция кажется недостаточной. «То, что лучше всего подходит для авиации и космонавтики, неплохо и для моего сноуборда в прыжке», считают они.
Для ходовых качеств сноуборда существенную роль играет устойчивость по отношению к скручивающим (торсионным) нагрузкам. Доски, достаточно мягкие на скручивание, легче «прощают ошибки» и позволяют переносить нагрузку с канта на кант с меньшими усилиями. Жесткие на скручивание доски требуют большего умения, но зато и обеспечивают большую точность следования по траектории и лучшую передачу усилия на канты. Жесткость на скручивание главным образом определяется толщиной доски и конструкцией сердцевины. На нее также влияет использование различных стеклотканей.
При использовании так называемой «биаксиальной» ткани (со взаимно перпендикулярным расположением нитей) жесткость доски на скручивание получается не особо высокой, а три- и квадроаксиальные (с тройным и 4-кратным взаимно перпендикулярным расположением нитей) ткани повышают ее. Кроме прочего отдельные части доски – носок, пятка или область крепления могут быть усилены при помощи вставок из материалов, повышающих жесткость. В большинстве случаев для этого используются вставки из углепластика, кевлара и титановых сплавов, имеющие различную форму и встраиваемые в доску. У изделий многих фирм эти Х- или V-образные изделия не видны снаружи, так как вставлены внутрь сердцевины и отфрезерованы заподлицо с ее поверхностью. Другие производители этот конструктивный принцип не скрывают, в результате образуется так называемая поверхность 3D. Усиленные таким образом по отношению к изгибающим или скручивающим нагрузкам доски обеспечивают повышенную реакцию на нагрузки. Для начинающих и менее подготовленных сноубордистов катание на таких досках является более затруднительным, так как требует больших усилий.
Существуют два основных различных типа скользящей поверхности: экструдированная и спеченная. Экструдированная скользящая поверхность получается нанесением расплавленного материала. Она мягче и менее стойкая к различным повреждениям. Но для начинающих сноубордистов это все же наилучший выбор. А скольжение у необработанной экструдированной скользящей поверхности даже лучше, чем у необработанной спеченной с добавками графита. Спеченная скользящая поверхность получается путем горячего прессования. При этом образуется много пор, хорошо впитывающих воск при последующей обработке. Такая поверхность очень жесткая и более устойчива к повреждениям. Отличное скольжение обеспечивается при регулярном уходе. Графит добавляется в материал обоих типов скользящей поверхности, за счет этого снижается электрический заряд поверхности. А это, в свою очередь, улучшает скольжение.
К счастью, для потребителей стандарт качества для сноубордических креплений стал в последнее время очень высоким. Совсем недавно выпуском креплений занимались лишь 4 – 5 фирм-производителей. Очень часто крепления различных фирм различались лишь наклейкой и цветом задника. Однако, сейчас каждая фирма стремится взять патент на свои крепления. Эргономичные платформы, удобные в обращении застежки и высокие устойчивые задники, положение которых при установке можно регулировать стали, к счастью, стандартом для каждого производителя.
Мягкие крепления различаются главным образом по подгонке. При покупке нового крепления обязательно надо проверять его подгонку к ботинку. При этом надо обратить внимание на следующее: пяточная дуга крепления должна идти по обводу пятки ботинка. Проверяется также и то, как ремешки прилегают к ботинкам. Самые мягкие ремешки далеко не всегда самые удобные. Очень часто более жесткий эргономичный ремешок лучше распределяет давление по ботинку.
Для того, чтобы охарактеризовать удлинение платформы и ее подъем в области пальцев ноги, часто используют заимствованное у автомобилистов выражение «газ педаль». Платформы такой конструкции, или с дополнительной (чаще всего регулируемой по длине) деталью обеспечивают более быструю и непосредственную передачу усилия сноуборду. Такие платформы рекомендуются в первую очередь для людей с большим размером обуви.
Вы надеваете ботинок на ногу и считаете, что он будет сидеть на ноге как домашний тапочек — это был бы идеальный случай. К сожалению, в большинстве случаев все происходит скорее наоборот, и нога воспринимает ботинок как нечто, напоминающее средневековое орудие пытки. Правильная подгонка к ноге — вот основное требование, которому обязательно должен удовлетворять ваш ботинок, прежде чем вы задумаете приобрести его. Ясно, что он должен иметь хороший внешний вид, но, в первую очередь, как уже говорилось выше, он обязательно должен быть подогнан по вашей ноге. Ботинок должен обеспечивать устойчивость и надежную фиксацию пятки, легко надеваться и сниматься — у самых лучших конструкций разные зоны шнуруются отдельно. Кроме этого, ботинок не должен пропускать влагу внутрь и в то же время должен быть «дышащим», чтобы Вы не ходили целый день с мокрыми ногами. Чем короче подошва ботинка, тем меньше шансов, что он будет выходить за пределы доски. Поэтому предпочтительно выбирать минимальный из всех возможных размер ботинка и подстригать ногти на ногах. Мягкие ботинки обычно разнашиваются, и через три дня ботинок, показавшийся сначала маловатым, окажется как раз впору.
Проблемы при подгонке ботинка могут быть столь сложными, что приходится иногда «подрезать» внутренний ботинок в области пальцев ног. Тем, у кого проблемы с ногами, могут помочь внутренние ботинки, форма которых меняется в зависимости от температуры. У таких внутренних ботинок, набивка сделана из вспененного пластика, в местах, где могут быть проблемы с подгонкой — в области пальцев, на лодыжках и язычке, этому пластику можно придать нужную форму путем термообработки. Обычно это делается путем нагрева изделия в печи или специальным феном, материал при таком нагреве размягчается. При охлаждении набивка принимает форму вашей ноги.
В последнее время на рынке наблюдается рост объема продаж спортивных изделий, в том числе и для сноубординга, специально предназначенных для женщин. Прекрасный пол доминирует в конкурентной борьбе за создание самой высококачественной продукции. Несмотря на это, можно утверждать, что узкие и мягкие доски для категории фрирайд и фристайл в большинстве случаев вполне подходят для женщин. Точно также, нет и особой необходимости в создании специальных мягких креплений для женщин. Однако, при разработке новых моделей ботинок, всегда должны вкладываться средства в создание ботинок именно для женщин. Так как анатомическое строение икры ноги у женщин другое, то разработчику надо обращать на это особое внимание при создании как внутреннего, так и внешнего ботинка.
«Наш ребенок все равно вырастет, и в следующем году надо будет покупать все снова. Поэтому нам лучше купить что-нибудь подешевле» — к сожалению, так считают многие родители. Как раз именно для ребенка, который постоянно растет, очень важно иметь качественные, устойчивые ботинки. Легкие доски и хорошо подогнанные крепления также очень важны. В будущем это хорошо скажется на коленных и голеностопных суставах. Если вы действительно желаете сэкономить, то лучше приобрести несколько более длинную доску, на которой ребенок сможет кататься в течение двух лет, а крепления и ботинки все равно придется менять. Низкокачественные или слишком большие ботинки существенно снизят удовольствие от катания. Поэтому, дети, не сдавайтесь, и, если родители не желают вкладывать средства в ваше здоровье, вы можете смело безобразничать, чтобы заставить их задуматься, а не лучше ли купить вам подходящее снаряжение. Однако оно отнюдь не должно быть самым дорогим.